Добавить платформу
https://toplms.com.ua/wp-content/uploads/2023/07/bgheading01-2.jpg

Как создать онлайн-курс: от замысла до запуска

Building the brands stronger and take you to
the next level of business!
Как создать онлайн-курс: от замысла до запуска
Как создать онлайн-курс: от замысла до запуска
0

Тренер по маркетингу Ти Джонсон создала онлайн-курс за 48 часов. Роберт Брюс – инструктор и автор на Skillshare, запустил свой первый курс за два дня. Пат Флинн из своего блога Smart Passive Income создал онлайн-курс за три дня. Как им это удалось и что именно их объединяет? Во-первых, они все эксперты в своей нише и годами знают и работают со своей аудиторией. Во-вторых – все они так быстро создали свои курсы на основе готовых наработок. Эта статья будет полезной, если вы хотите создать онлайн-курс, но еще не имеете ни опыта, ни материалов для этого. Не обещаем, что вы будете запускать их так же быстро, как упомянутые выше эксперты. Но после прочтения у вас точно будет пошаговая инструкция по разработке.

Определите целевую аудиторию

Прежде чем бросаться в водоворот создания онлайн-курса, надо узнать главное – кто ваша аудитория, какие типичные характеристики она имеет. Это студенты, домохозяйки, пенсионеры или профессионалы? На основе этих данных уже дальше можно будет разрабатывать курс.

Необходимо провести исследование, чтобы получить ответы на ряд вопросов:

  • какой возраст вашей аудитории?
  • чем она занимается?
  • как отдыхает?
  • как изучает информацию?
  • какой у нее уровень знаний или профессионального опыта?
  • с какими проблемами сталкивается и т.д.

Возраст аудитории важен, потому что младшие слушатели могут предпочитать интерактивный контент, тогда как старшие будут ценить традиционные методы преподавания. Профессиональный опыт подскажет, какой уровень сложности будущего курса должен быть: новичкам нужна базовая информация, профессионалам – углубление знаний. Важно также оценить уровень знаний аудитории, чтобы адаптировать курс под их потребности. Изучить потребности аудитории можно с помощью интервью, анализа рынка, отзывов о предыдущих курсах или подобных курсах от конкурентов. Надо выяснить, с какими проблемами сталкиваются ваши потенциальные студенты, какую мотивацию имеют, чтобы предложить решение на курсе. В общем, успешным можно назвать тот курс, который удовлетворяет потребности и приносит пользу аудитории.

Определение целевой аудитории, как и дальнейшие этапы создания курса стоит вписать в план или разделить на этапы с ответственными лицами. Это можно сделать в онлайн-таблицах, но удобнее работать с инструментами для управления проектами. Например, бесплатная система Trello поможет организовать процесс разработки курса и отслеживать прогресс.

Выберите тему курса

Это важный шаг в процессе создания курса. Чтобы выбрать тему и понять спрос на нее, необходимо проанализировать рынок и предложения конкурентов. Для этого надо исследовать популярные темы на учебных платформах, форумах и социальных сетях. Стоит обращать внимание на ключевые слова в поисковых системах. Изучение конкурентов поможет увидеть, какие курсы уже существуют, их структуру, содержание и ценовую политику, а также выявить сильные и слабые стороны. Определить спрос помогут отзывы выпускников курсов, а также рейтинги популярных курсов. Также стоит учесть релевантность тем для целевой аудитории и ее потребностей. Чтобы определить тему курса, стоит ориентироваться на следующие признаки:

  • соответствует интересам аудитории
  • принесет пользу для аудитории
  • способна удовлетворить профессиональные потребности аудитории

Дополнительно выделиться среди конкурентов можно с помощью особого подхода к теме, уникальностью опыта и форматом преподавания информации. О последнем и говорим далее.

Структура курса

Когда целевая аудитория курса и тема уже известны, стоит переходить к разработке структуры. Это основа эффективного обучения, поэтому ее следует тщательно продумать. Планирование контента состоит из разделения темы на модули и уроки. 

Модуль – это тематически структурированная часть учебного материала, охватывающая определенный аспект или раздел курса. Модуль обычно содержит лекции, практические задания, тесты или другие учебные элементы, которые помогают студентам усвоить конкретные знания или навыки в рамках общей программы курса.

Урок – это структурированная единица учебного процесса, которая содержит представление определенного объема материала по конкретной теме или вопросу. Урок может содержать объяснения, практические задания, обсуждения и оценки для обеспечения усвоения знаний и развития навыков у студентов.

Структурированность курса помогает систематизировать материал и обеспечить логический переход между темами. Каждый модуль должен раскрывать определенный аспект и состоять из уроков на определенную подтему. В процессе структурирования курса важно соблюдать последовательность изложения материала, чтобы студенты могли постепенно усваивать знания. Для этого используют следующие подходы:

  • от простого к сложному
  • от теории к практике

Также для каждого модуля необходимо определить учебные цели, то есть, что именно студенты должны знать или уметь после его завершения. Четкие учебные цели помогают держать фокус на результатах и обеспечивают понятное восприятие материала. Результаты должны легко измеряться, чтобы просто оценивать прогресс студентов. Сам курс по своей структуре должен быть гибким и поддаваться адаптации для прохождения разными студентами. Одновременно он должен сохранять логику и последовательность, чтобы способствовать эффективному обучению.

На Udemy есть целый курс о создании курсов «How to Create an Online Course: The Official Udemy Course», где можно узнать полезную информацию обо всех этапах разработки курса от планирования контента до его продвижения.

Разработка контента

Контент для онлайн-курсов должен состоять из материалов различных форматов. Это усилит интерес студентов к обучению. Основные типы учебных материалов:

  1. Текстовые материалы – лекции, статьи, электронные книги, инструкции.
  2. Видеоуроки – обучающие видео, вебинары, презентации с комментариями (может подойти Zoom – платформа для проведения вебинаров, онлайн-встреч и живых классов с участниками).
  3. Аудиоматериалы – подкасты, аудиолекции, интервью.
  4. Интерактивные упражнения – тесты, викторины, симуляции.
  5. Визуальные материалы – инфографики, диаграммы, слайды, анимации (пригодится, например, Canva – инструмент для создания графических материалов, презентаций, иллюстраций для курса без необходимости профессиональных навыков дизайна)
  6. Практические задания – проекты, кейсы, упражнения для отработки навыков.
  7. Форумы и чаты – дискуссионные платформы для взаимодействия с другими участниками или преподавателями.
  8. Документы для загрузки – PDF-файлы, шаблоны, презентации (например, их можно создавать в Canva, Vista Create, Google Slides).

Видеоуроки помогают комплексно передавать информацию и сильнее привлекать студентов к обучению. Они должны быть короткими, информативными, динамичными и хорошо удерживать внимание.

Текстовые материалы полезны для детализированного изложения материала, способствуют углублению в тему. Они должны быть четко структурированными, содержать заголовки, подзаголовки, списки, определения, примечания и тому подобное. Все, что облегчает работу с информацией и ее восприятие.

Визуальные материалы помогают лучше объяснить сложные явления и концепции, структурировать информацию и предоставить ее в удобном для просмотра формате. Интерактивные упражнения предназначены для закрепления знаний через практическое применение. Практические задания так же помогают проверить полученные знания на прочность. Форумы и чаты обеспечивают студентам необходимое ощущение сообщества и поддержки от одногруппников и преподавателей. Аудиоматериалы и документы для загрузки способствуют раскрытию темы и полезны для студентов, которые лучше воспринимают информацию на слух или визуально.

При разработке контента для курса стоит всегда держать в уме то, что он должен быть: 

  • четко структурированным – начиная от модулей и уроков, заканчивая заголовками, списками, содержанием и т.д.
  • интерактивным – он должен держать внимание, чтобы привлекать внимание и запоминаться.
  • доступным – уровень сложности должен соответствовать подготовке аудитории (если будет слишком сложно, студенты будут демотивированы), а сами материалы доступными для изучения с помощью различных устройств.
  • обеспеченным визуальными компонентами – текст с изображением гораздо лучше, чем просто текст. А инфографики, видео, диаграммы помогают не только лучше воспринимать, но и передавать информацию.
  • коммуникабельным со студентами – то есть показывать прогресс, оценивать их уровень (тестами или домашними заданиями), или поддерживать в процессе обучения (форумы, чаты и другие способы связи).

Когда контент курса готов, возникает вопрос, где именно его разместить? Для этого надо искать удобную платформу, которая бы отвечала всем очевидным и неочевидным потребностям владельца курса или онлайн-школы. 

Выбор платформы для размещения курса

Выбор платформы для размещения курса – это важный этап, который влияет на дальнейший успех самого курса. Ведь, чем удобнее его проходить студентам, тем лучше впечатления они получают в целом. 

Существует несколько основных видов платформ для размещения онлайн-курса:

  • популярные платформы с курсами
  • LMS (Learning Management System)
  • собственный сайт

Популярные платформы типа Udemy, Coursera или edX имеют определенные преимущества в своей сфере, но эти преимущества сопровождаются недостатками. Например, Udemy предлагает создателям курсов доступ к большой аудитории, но имеет жесткие правила пользования и высокие комиссии. Coursera открывает путь к сотрудничеству с университетами и предоставляет курсам высокую репутацию, одновременно требования к содержанию курсов здесь также высокие.

Другой вариант размещения онлайн-курса – создание онлайн-школы на LMS. Это система управления обучением, которая помогает проводить и отслеживать учебные курсы онлайн. Современный рынок насчитывает десятки таких систем. Например, Teachable помогает создавать, проводить и продавать курсы. Но у нее нет собственной аудитории, поэтому придется вкладывать усилия в продвижение курса самостоятельно. LMS Softbook имеет инструменты для продвижения и продажи курсов, что облегчает работу с онлайн-курсами владельцам онлайн-школ и экспертам. При выборе LMS важно учесть все потребности для создания, проведения и продажи онлайн-курсов, а также удобство администрирования и использования для студентов и преподавателей. Обычно LMS доступны по подписке и предлагают различные условия и инструменты по разным тарифам.

Последний вариант для размещения курса – собственный сайт. Неплохой выбор для тех, кто готов вкладывать силы в создание и администрирование. Эта площадка будет иметь неограниченные возможности для рекламы и проведения обучения. Но для этого придется иметь нескольких специалистов, способных настроить и поддерживать ее работу на всех уровнях – от доступности сайта в сети до продажи курсов и проведения занятий для студентов.

Продвижение курса

Когда курс создан, его нужно продвигать, чтобы привлечь аудиторию и обеспечить ему коммерческий успех. В стратегию маркетинга стоит включить различные каналы:

  • социальные сети – позволяют создавать публикации, видео и прямые эфиры для привлечения внимания потенциальных клиентов.
  • таргетированная реклама в соцсетях – помогает достичь конкретной целевой аудитории на основе их интересов и поведения.
  • партнерские программы и коллаборации с влиятельными лицами – способ, который поможет привлечь внимание к курсу и увеличить охват аудитории благодаря доверию подписчиков к рекомендациям.
  • реклама через электронную почту – рассылка приглашения на курс по базе подписчиков может заинтересовать аудиторию, если предложение будет выгодным (например, можно использовать Mailchimp – сервис для email-маркетинга)
  • вебинары – эффективный способ привлечь заинтересованных лиц и убедить их в ценности курса.

Прежде чем продвигать курс также стоит определиться с ценовой политикой и тщательно ее продумать. Цена курса должна соответствовать его качеству, но одновременно быть доступной для целевой аудитории. Стоит исследовать рынок и понять, какие цены предлагают конкуренты, чтобы установить конкурентоспособную стоимость на свой продукт.

Дополнительный инструмент продвижения и стимулирования продаж курса – скидки, ограниченное время предложений, специальные акции. Чтобы придать дополнительную ценность курсу, можно создать различные пакеты с наборами дополнительных материалов или консультациями. Это может помочь оправдать более высокую цену.

Оценка эффективности курса

Оценка эффективности курса – важный этап, который помогает определить его успех и места, нуждающиеся в улучшении. Мониторить успешность можно с помощью различных показателей.

Первый показатель – количество студентов, обучающихся на курсе. Эта цифра укажет на то, насколько курс оказался маркетингово привлекательным. Следующий показатель – количество студентов, которые прошли все модули и завершили обучение. Еще один важный пункт – обратная связь от участников курса, то есть их отзывы. Чтобы получать их, стоит добавить в учебную программу анкеты и опросы, которые бы ненавязчиво собирали данные об опыте студентов. Это ценный источник информации, который может указать на сильные стороны курса, а также на аспекты, которые нуждаются в совершенствовании. Данные можно использовать для улучшения учебных материалов, адаптации методик преподавания и совершенствования структуры курса. 

Анализ успешности и совершенствование курса должны стать регулярным элементом работы. Ведь именно эта информация позволит не только поддерживать его в актуальном состоянии, но и получать идеи для создания следующих успешных онлайн-курсов.

Итак, чтобы создать онлайн-курс, стоит двигаться от идеи к ее воплощению. Сначала определить его целевую аудиторию и узнать о ее основных характеристиках. Далее надо углубиться в тему и исследовать спрос и предложение на рынке. На основе полученных данных сформулировать тему курса, которая бы отвечала интересам и потребностям аудитории. Уже после этого стоит браться за разработку учебных материалов: составить структуру курса и создать учебные материалы. Чем разнообразнее они будут, тем более заинтересованными в обучении будут студенты. Готовый контент надо разместить на доступной площадке: собственном сайте, платформе с курсами или LMS. Когда курс размещен, его надо продвигать с помощью различных маркетинговых средств, чтобы привлечь внимание широкой аудитории. Когда все удалось, аудитория учится на курсе и его продолжают покупать, надо брать и обрабатывать отзывы и впечатления выпускников, а также общую информацию об успеваемости студентов, чтобы улучшить курс и иметь вдохновение для разработки следующих.

Add Comment